АНАЛИТИКА ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ »  Состояние и перспективы отрасли »  Московский Государственный Горный Университет - Центр горного образования в России

Московский Государственный Горный Университет - Центр горного образования в России

Московский Государственный Горный Университет (официальный сайт - www.msmu.ru) был основан в 1918 году. На сегодняшний день, в соответствии с официальным рейтингом Минобразования РФ, занимает 3 место среди 164 технических и технологических университетов России.
О том, как строится обучение в МГГУ, какие инновации внедряются, насколько востребованы выпускники этого вуза, рассказал Президент МГГУ, член-корреспондент Российской Академии Наук Лев Александрович Пучков:

Лев Александрович считается, что Московский государственный горный университет является одним из лучших представителей высшей технической школы. Почему профессиональный мир делят на «технарей» и «гуманитариев»?

Действительно такое разделение существует. Причем, этот водораздел проходит, как мне кажется, на биологическом уровне. Наш мозг устроен таким образом, что у некоторых людей он работает по понятиям, по ассоциациям, и мышление соответственно называют ассоциативным. У других людей более точное мышление – это мышление в деталях.  Я думаю, что так называемые «технари», представители технических профессий – это мир точно мыслящих людей. Это люди, которые обладают так называемой научной логикой. А научная логика построена на фактах, на статистике, на точной теории и экспериментах. Если научная логика и научное мышление ведет к истине, то с гуманитарными рассуждениями к истине можно и не прийти.  Возьмем, например, юристов. Там как будто бы все прописано по закону. Но в суде они зачастую ищут не истину, а соответствие тому, что прописано в нормативных документах. И нередко мы являемся свидетелями потрясающих юридических актов, когда манипулирование истиной позволяет им оправдывать преступников или наоборот – наказывать невиновных, потому что находились лазейки в российском законодательстве. В технических вопросах это исключено. Невозможно сказать, «я верю в закон Ома, или не верю». Это абсолютная истина. Вот вам пример научно-технического мышления.

Сколько специальностей и профессий можно насчитать в «горной» области? Какие из них являются основными, фундаментальными, а какие производными?

В горном деле существует 4-5 главных специальностей. Основными являются те, которым мы присваиваем квалификацию горного инженера. Это наиболее системно подготовленные для работы специалисты. Есть также специальности, я бы не назвал их производными, которые ориентированы на горное дело. Которые берут горное дело как предмет для приложения своих знаний, но знания у них другого порядка. Например, специалисты по автоматизации, нацеленные на автоматизацию и оборудование горных процессов. Специалисты в области финансов и кредитования, но которые занимаются этими вопросами применительно только к горному делу. Иногда слышны возражения, что главное, чтобы человек был финансистом. Однако совершенно очевидно, что продавать цветы и продавать алмазные трубки – это совершенно разные вещи. Потому что во втором случае вы должны обладать горными геологическими знаниями, чтобы правильно построить финансовую структуру. Мы готовим финансистов с учетом того, что они в будущем будут работать на горную промышленность. Таких специальностей он сейчас порядка десятка. В частности, специалисты по экологии, по охране окружающей среды, по экономике, по менеджменту, по автоматизированному управлению, по техническим средствам автоматики и т.д. Это все специальности, которые мы определяем как горноориентированные.

Известно, что на специальность «Финансы и кредит» в этом году был самый большой конкурс?

Да, это так. Потому что специальность «Финансы и кредит» в стенах Горного университета дает, во-первых, знания по профессии, а во-вторых, что самое важное – дает область применения этих знаний. И, конечно, такие специалисты намного ценнее, чем те, которые имеют общую экономическую подготовку, но пока не определились, где ее применять. Я не удивлен, что в такой горнодобывающей стране как Россия специальность «Финансы и кредит» пользуется именно в Горном университете громадным успехом.

А какое место в учебном процессе отведено практическим занятиям?

Для нас очень важно, чтобы студенты, будущие инженеры, хорошо знали свою отрасль в практическом значении. Это тоже у нас выделяется в отдельное направление, потому что совместить учебный процесс и практику достаточно сложно. На наш взгляд, роль будущих работодателей, роль производства должна сводиться к тому, чтобы обеспечить те составные части учебного процесса, которые можно осуществлять только на практике. Важны также практические рекомендации, какую фундаментальную подготовку должен иметь инженер. Это необходимо и студентам, и преподавателям, для того, чтобы знать, каким специалистом в будущем должен стать студент. Хотя  мы готовим инженеров с более широкий позиций,  с такими обширными познаниями, чтобы специалист был мобилен и мог пойти не к одному, а к десяти работодателям. И если работодатель может дать знания по конкретным месторождениям, то в стенах университета студент получает знания по десяткам направлений. Наши инновационные программы взаимодействия с практическим производством направлены на то, чтобы найти правильный баланс, и этот баланс реализовать. В конечном итоге, подобная система обучения дает хороших специалистов.

Не могли бы вы немного рассказать о специфике работы основных профессий, по которым МГГУ осуществляет подготовку кадров?

Специфика основных профессий – горных инженеров – определяется особенностями условий работы в подземных горных системах. Подземная среда не создана для жизнедеятельности человека. Кроме того, специфика определяется геологией месторождения, устройством подземных горных систем, постоянно меняющемся фронтом работы. К примеру, нельзя работать с использованием какого-то одного оборудования, как, например, на поверхности, приходится постоянно перемещаться в пространстве. При строительстве, при добыче подземных полезных ископаемых, при добыче открытым способом - все эти факторы должны учитываться.

Куда устремлены взоры современных выпускников Горного университета? На каких предприятиях, в каких отраслях они больше всего востребованы?

Сейчас потребность в горных инженерах в целом по России очень велика. И поскольку горное дело охватывает очень большой диапазон добычи и обработки минеральных и энергетических продуктов, например - угля, урана, а также сырья и продуктов, которые идут как украшения (алмазы, бриллианты), возможности для приложения сил и навыков у выпускников довольно широкие. Когда они становятся высокими профессионалами, то стараются перейти в наиболее перспективные и высокоэффективные производства, месторождения, которые будут отрабатываться еще десятками лет. Речь идет о таких крупных компаниях, как АК «АЛРОСА», ГМК «Норильский никель» и многих других, имеющих хороший имидж во всем мире. Есть у нас также ряд соглашений с зарубежными компаниями. Но это, скорее, не западные, а транснациональные компании и базируются они в Австралии, Канаде, США. Наших ребят очень охотно там принимают на работу. Более того, компании стали вкладывать определенные средства в подготовку специалистов.

Как зарабатывают выпускники МГГУ на горных предприятиях? Повышалась ли за последние десять лет в этой отрасли зарплата?

В целом зарплата на горных предприятиях растет. Но я бы не сказал, что она здесь очень большая. Потому что оплата, составляющая от 25 тысяч до 40 тысяч рублей – это недостаточное вознаграждение за труд горного инженера, специалиста высокого класса. Подсчитано, что вклад в ВВП каждого инженера, работающего  в горной промышленности, измеряется  примерно 6 миллионами долларов в год. Поэтому работа горного инженера чрезвычайно ответственна в экономическом аспекте для всей страны.

Скажите, уровень зарплаты российских горных инженеров намного отстает от зарплат зарубежных коллег, например, из ЮАР?

Нет, мы от ЮАР не сильно отстаем. А вот что касается оплаты горных инженеров в Канаде и в США, то там заработная плата примерно в 2,5-3 раза выше.

Скажите, как современный научно-технический процесс  учитывается и внедряется в учебный процесс вашего университета? Какие инновации вносятся в учебные программы и планы.

Это очень серьезный и большой вопрос. Он, в первую очередь, связан с внедрением информационных технологий, и здесь мы работаем по широкому спектру. Информационные технологии охватывают сегодня все стадии учебного процесса и используются в работе практически всеми – и преподавателями, и студентами. С помощью высоких технологий знания усваиваются гораздо эффективнее.
Второй аспект – соединение обучения с практикой. У нас отлажена и действует система договоров с промышленными предприятиями, которые шаг за шагом все активнее вовлекаются в учебный процесс. Они предоставляют свою производственно-техническую базу, чтобы студенты имели возможность постигать теорию одновременно с практикой.
Та часть будущих горных специалистов, которые ориентируются в перспективе на серьезную научную деятельность, постигают специально разработанные инновационные программы. Студенты получают более глубокую подготовку в исследовательской области. Сейчас, например, на конкурс в рамках национального проекта «Образование» представлена образовательная программа  «Формирование инновационного корпуса горных инженеров России».  Университет берет на себя основное формирование именно инновационного корпуса горных инженеров в России.

Какими чертами характера должен обладать студент Горного университета - будущий горный инженер?

Во-первых, он должен быть выносливым и сильным человеком в чисто физическом смысле. Во-вторых, он должен быть не слабым человеком в психологическом отношении, ведь ему придется в нашей работе сталкиваться с настоящими, невыдуманными опасностями. И, конечно, он должен быть подготовлен интеллектуально.

Как соприкасаются между собой понятие «творчество» и конкретная работа в горном производстве? Многие думают, что это неблагодарный рутинный труд?

Должен сказать, что в любой сфере человеческой деятельности есть люди, которые работают с использованием современных технологий, на современном оборудовании, но уже по отлаженным технологиям. Это нельзя назвать рутинным трудом. Он тоже требует творчества, но творчества практического. Кроме того, есть еще особая порода людей, в том числе, среди горных инженеров, которые отличаются любопытством, творческим подходом к делу. Они постоянно совершенствуют технику и оборудование, разрабатывают и открывают что-то новое, всегда находятся в поиске и настроены на инновации. Это люди науки, конструкторы, проектировщики. Этих специалистов мы тоже готовим в университете, но для этого направления пригодны люди, имеющие особый склад ума, творческий заряд, предрасположенность к научно-исследовательской и проектно- конструкторской работе.

Ваше видение перспектив горно-добывающей отрасли? Какое место в этом секторе будет занимать Московский государственный горный университет?

Минеральные продукты в современном мире считаются основой экономики и национальной безопасности. Сейчас добыча полезных ископаемых сконцентрирована в трех ведущих государствах: США, России, Китае. В целом на долю этих стран приходится 40% от всего количества добываемого минерального сырья. По мере того, как развивается цивилизация, потребление минералов интенсивно увеличивается. Например, первый автомобиль был спроектирован с использованием всего 12 минералов, в то время как в современной сотовой связи и телефонии находят применение уже 55 минералов. Новейшие технологии, в частности – нанотехнологии, потребуют уже в ближайшей перспективе извлечения редчайших элементов, которые в мире добывают пока только килограммами. Кто это будет делать? Горные специалисты. Поэтому у горных инженеров – гарантированно востребованное будущее. Их роль в обеспечении развития цивилизации возрастает. Поэтому горное образование будет востребовано всегда. Кстати, еще и потому, что в ХХI веке полезные ископаемые Сибири и Дальнего Востока станут главной минеральной базой в мире.

Справка: ПУЧКОВ Лев Александрович

Доктор технических наук, профессор, Член-корреспондент Российской Академии наук, Действительный член Российской Академии естественных наук, Действительный член Международной Академии наук высшей школы.

Родился 5 июля 1938 года в селе Порецкое, Порецкого района, Чувашской АССР. Отец - Пучков Александр Васильевич (1906 г. рожд.). Мать - Воробьева Антонина Андреевна (1910 г. рожд.). Дети: Алексей (род. 1968 г.); Роман (род. 1975 г.).

В 1961 году окончил Московский горный институт по специальности «горный инженер». Работал младшим научным сотрудником в Кольском филиале Академии Наук СССР (г. Апатиты, 1961 - 1963 гг.). В 1963 году переехал в г. Москву, где продолжает работать до настоящего времени в Московском горном институте (с 1993 г. - Московский горный университет): сначала в качестве младшего научного сотрудника, аспиранта, младшего научного сотрудника, затем ассистента, доцента, старшего научного сотрудника, проректора по вечернему и заочному обучению, профессора кафедры, заведующего кафедрой автоматизированных систем управления, проректора по учебной работе. С 1987 г. по настоящее время - ректор, заведующий кафедрой ТПУ (с 1992 г). Доктор технических наук, профессор. Член-корреспондент Российской Академии наук, академик Академии естественных наук РФ, академик Российской инженерной академии, академик Международной Академии Наук высшей школы, академик Академии горных наук, член Международного общества профессоров горного дела (Society of Mining Professors), член международных оргкомитетов APCOM (Application of Computers and Operations Research in the Mineral Industry), SWEMP (International Symposium on Environmental Issues and Waste Management in Energy and Mineral Production), ICAMK (Автоматизация в шахтах и карьерах), член Президиума Совета ректоров г. Москвы. Почетный доктор Мишкольцкого горного университета (Венгрия), Почетный доктор Софийского горно-геологического университета (Болгария), Почетный профессор Шансийского горного института (Китай). Награжден Орденом «Знак Почета», Знаком «Шахтерская слава» I, II и III степеней. Является автором статей: ‘Automatic methane control in mines by means of ventilation’ (APCOM - 89, Las-Vegas, USA, 1989 г.); «О структуре горных наук» - Горный журнал, № 7, 1995 г.; «Настоящее и будущее профессии горного инженера» - Горный журнал, № 10, 1995 г. и публикаций: «Методы и алгоритмы автоматического управления проветриванием угольных шахт» (соавтор Бахвалов Л. А.) - М.: Недра, 1992 г; «Аэродинамика подземных выработанных пространств» - М.: МГГУ, 1993 г.; «Динамика метана в выработанных пространствах угольных шахт» - М.: Изд. МГГУ, 1995 г. (соавтор Каледина Н. О.). Увлекается фотографией.

Живет и работает в г. Москве.
Адрес: Россия, 117935, г. Москва, ГСП - 1, Ленинский проспект, дом. 6. Телефон: (+7-095) 236 - 94 - 80

(с) Александр Уляшев (Горнопромышленный портал России)

просмотров: 22081
[0] комент. |  Добавить комментарий




Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться

Новости горной промышленности
Подписаться письмом
Рекламный блок