Новости »  Горнопромышленные ведомости »  Эксклюзив.Протокол Сорок пятого заседания Горнорудного Консультативного Совета
28.11.2012

Эксклюзив.Протокол Сорок пятого заседания Горнорудного Консультативного Совета

Новость предоставлена порталом горной промышленности России

 

          

Горнопромышленные ведомости

по материалам компании
Читать полностью: http://www.miningexpo.ru/news/22944

 

Заседание состоялось 1 ноября 2012 года в московском представительстве компании Нортон Роуз.  На заседании присутствовали:

 

Представители иностранных компаний и организаций:

 

Баррик Голд  - Сергей Лобов;

Бейкер и Макензи - Наталия Афанасьева;

Би2Голд Корп. - Наталья Квитко; 

Боарт Лонгеар - Филипп Петрусевич, Евгений Мартыненко;  

Варделл Армстронг Интернешенл - Евгения Маркина;

Джонсон Матти - Михаил Пискулов;

Кинросс Голд Корпорейшэн -  Станислав Бородюк; 

КПМГ - Борис Ярышевский;

Нортон Роуз -  Динара Доризо, Левон Кочарян;    

Овока Голд - Екатерина Белоусова, Елена Дюбилина;  

Орика - Анна Ульянова, Владимир Истомин;

Ранги - Ли Маршалл, Павел Лыков;  

САН Майнинг - Сергей Стефанович;

Сан Голд - Чарльз Тревис Ногл;

Станс Энерджи Корп. - Борис Арьев, Геннадий Савченко;

Стюарт Групп - Ольга Избаш;

СЖС - Алексей Зотов;

Спэнглер Фокс - Арсен Бадалов;

Посольство Канады - Лиля Панова;  

Посольство Великобритании - Галина Соломонова;

 

Представители российских организаций и компаний:

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии - Баздырев Р.В., Ведущий советник Комитета, Грызлов Д.В., Ведущий советник Комитета;

ИФК «Аврора» - Иовчев М.Р., Директор научно-геологического департамента;

ОАО «Высочайший» - Шанина С.В., Заместитель Начальника по связям с общественностью и инвесторами, Щетинский Р.Ю., Начальник отдела перспективного развития;  

ОАО «Золоторудная компания Павлик» - Макаров В.П., Генеральный директор;

Союз Золотопропышленников России - Кашуба С.Г., Председатель Союза, Помощник Богданова К.С.;

Совет Союза Старателей России - Таракановский В.И., Председатель;

ЗАО «Северо-Тихоокеанская угольная компания» - Осипова Т.А., Начальник финансового отдела; Калмыков Д.А., Начальник юридического отдела;

ООО «Региональная горнорудная компания» - Читалин А.Ф., Главный геолог проекта, Фомичев Е.В., Ведущий геолог, Матевосян М.С., Начальник Отдела планово-экономического анализа, Балашов Е.В., Главный экономист, Серединская А.А., Ведущий специалист;

ОАО «Артель старателей «Амур» - Лесков М.И., Руководитель проектов;

ООО «Горнорудная компания «РУКАН» - Никитин В.П., Генеральный директор;

ЗАО «СевАмРус» - Никитин А.А., Директор;   

ООО «Нордголд Менеджмент» - Тулубенский Е.А., Директор по правовым вопросам;

ООО «Первая Горно-Геологическая Компания» - Тойвонен А.В., Заместитель генерального директора по правовым вопросам;

ОАО «Корпорация Развития» - Ефремов И.В., Заместитель директора Департамента геологии;

ООО «Первое Геологоразведочное предприятие» - Осенмук А.М., Управляющий директор;

ООО «Мосэкспо Металл» - Ашавская А.М., Юрист; 

Егоров, Кряжевских и Партнеры - Дораев М.Г., Партнер;

Евразия Ресурсы - Шевцов Д.Б., Управляющий партнер;

Уральское отделение Российской Академии Наук  - Швец С.М., Руководитель Московского представительства  Уральского отделения РАН;

Санкт-Петербургский государственный университет - Вячеслав Войтенко, Доцент кафедры динамической и исторической геологии;

Международное геологическое бюро  - Гузман Б.В., Главный геолог;

Горнопромышленный портал России - Уляшев А.В., Генеральный директор;

Журнал «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление» - Варламов Д.А., Зав. редакцией;

 

От Горнорудного Консультативного Совета - Матяш Н.В., Исполнительный директор; Иванов Н., Тиверовская И., синхронные переводчики.

 

Оглавление:

 

«Создание специализированной биржевой площадки для горнодобывающих компаний - новый инструмент роста для российской золотодобывающей отрасли». С.Г. Кашуба, Председатель, Союз Золотопромышленников России...................................................... ..........................................2        

«Исследовательские работы, разработка и создание экономичных технологий редкоземельного производства». Борис Арьев, Директор по производственным вопросам и Член Правления, Stans Energy Corp........................................................................................... ..........................................5  

«Проект освоения Удоканского месторождения меди». Ю.И. Пахомова, Заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам, ООО «Байкальская горная компания»..................................................................................................................................................................6           

«Баимская рудная зона - гигантский кластер крупных золото-молибден-медно-порфировых и эпитермальных золото-серебряных месторождений и перспективы ее промышленного освоения (Западная Чукотка, Россия)». А.Ф. Читалин, Главный геолог,  ООО «Региональная горнорудная компания»..........................................................................................................................8

«О текущих проблемах золотодобытчиков в России».  В.И. Таракановский, Председатель, Совет Союза Старателей России................................................................................................................9

«Политика государственной национализации в различных странах в природоресурсном секторе».  Левон Кочарян, Партнер, Norton Rose................................................................................................10

«Обзор текущего российского законодательства и деловой практики по вопросам, входящим в сферу интересов Совета».  Динара Доризо, Советник, Norton Rose...........................................................11  

 

 

1.  Союз Золотопромышленников России, Председатель, С. Г. Кашуба; «Создание специализированной биржевой площадки для горнодобывающих компаний - новый инструмент роста для российской золотодобывающей отрасли».  

 

Для российской золотодобывающей отрасли 1992-2002 гг. оказались потерянным десятилетием.  Развал советской золотодобывающей промышленности привел к возникновению почти 700 новых недропользователей вместо 11 крупных объединений.  Геологоразведка в этот период проводится государством в минимальном объеме.  Происходит перераспределение МСБ, разведанной в советский период.  Иностранные компании не смогли придать импульс золотодобыче и развить ряд полученных ими крупных российских золоторудных месторождений.  Все это происходит на фоне падения мировой цены на золото. 

Жесткое регулирование отрасли  сменяется в 1998 году отраслевым Законом «О драгметаллах и драгкамнях». 

С точки зрения финансирования отрасли, государство (в лице Гохрана) постепенно уходит от финансирования золотодобычи. При этом коммерческие банки постепенно начинают брать на себя сезонное авансирование предприятий отрасли. 

2002-2012 гг. стали десятилетием развития отечественной золотодобывающей отрасли и консолидацией ведущих российских компаний.  В 2002 г. в отрасль приходит крупный капитал: Норникель покупает Полюс.  В результате процесса консолидации крупнейших золотодобывающих компаний 5-6 самых крупных компаний сейчас добывают 50% российского золота, а на долю крупнейших 26 компаний приходится 80% от общей добычи. 

Внутри страны не осталось нераспределенных месторождений с запасами золота (за исключением Сухого Лога), что привело к экспансии крупных компаний за рубеж.  Государством не были созданы стимулы для опережающей геологоразведки.  Предполагавшийся рядом аналитиков приход государства в золотодобывающую отрасль в период кризиса (2009-2010 гг.) не состоялся.  Она в стране полностью частная. 

Что касается нормативно-правовой базы, то мы по-прежнему видим жесткое регулирование отрасли и многочисленные административные барьеры.

Говоря о финансировании отрасли, следует отметить, что государство полностью ушло от финансирования золотодобывающей отрасли.  Коммерческие банки полностью кредитуют потребности золотодобытчиков. Коммерческие банки перешли от сезонного авансирования (1 год) на среднесрочное кредитование (2-3 года). 

Иностранные и российские компании, с золотодобывающими активами в России, проводят первичные размещения акций (IPO) на иностранных и реже на российских биржах.

 

Российская золотодобывающая отрасль (2012-2020 гг.): прогноз развития отрасли. 

Союз золотопромышленников России считает, что в 2012-2020 гг. продолжится консолидация крупнейших компаний.  Произойдет консолидация средних и мелких компаний, которая будет осуществляться средними по размерам добывающими компаниями, фондами прямых инвестиций и отчасти российскими коммерческими банками.  Продолжится экспансия крупных компаний за рубеж, вначале в страны СНГ, а затем в Африку и Латинскую Америку.  Государством будут предприняты попытки по расширенному воспроизводству МСБ золота (через деятельность ОАО «Росгеологии») и по стимулированию опережающей геологоразведки со стороны частных компаний.  Государство придет в золотодобывающую отрасль и создаст госкомпанию для развития Сухого Лога. 

Сохранится нынешняя система нормативно-правового регулирования, но постепенно будет устранена часть административных барьеров. 

Коммерческие банки продолжат кредитование золотодобывающих компаний.  Проектное финансирование не станет широким явлением.  Пройдут единичные первичные размещения акций (IPO) на иностранных биржах.  На базе российской биржи РТС-ММВБ будет создана площадка для компаний малой и средней капитализации и для юниорных компаний.  

 

Биржевое размещение компаний, владеющих золоторудными активами в России.

Иностранные биржи: High River Gold (Канада) - TSX; Bema Gold Corporation (Канада) - TSX; Eurasia Mining Plc (Великобритания) - LSE (AIM); апрель 2002 г. - Peter Hambro Mining (Великобритания) - LSE (AIM); октябрь 2002 г. - Celtic Resources Holdings Plc (Великобритания) - LSE (AIM); декабрь 2002 г. - Highland Gold Mining (Великобритания) - LSE (AIM); ноябрь 2003 г. - Trans-Siberian Gold (Великобритания) - LSE (AIM); июнь 2004 г. - Fortress Minerals Corp. (Канада) - TSX; март 2005 г. Central Asia Gold (Швеция) - NGM Nordic Growth Market; июнь 2005 г. - Ovoca Gold (Ирландия) - LSE (AIM); 2006 г. - Golden Reign - (Канада) - TSX; декабрь 2007 г. - Silver Bear - (Канада) - TSX; Kola Mining (Канада) - TSX; март 2007 г. Zoloto Resources (Канада) - TSX; август 2010 г. - Kopy Goldfields (Швеция) - NASDAQ OMX First North; ноябрь 2011 г. - Polymetal International Plc - LSE; январь 2012 г. - Nordgold - LSE; июнь 2012 г. - Polyus Gold International Ltd - LSE.

Биржа РТС-ММВБ: апрель 2006 г. - Полюс Золото; февраль 2007 г. - Полиметалл (делистинг - август 2011 г.).

 

Сложности при биржевом размещении на западных биржах:

  • Большие затраты финансовых средств и времени на западных биржах
  • У инвесторов не всегда есть деньги (нужно ждать окно)
  • Дисконт на акции российских эмитентов
  • Раскрытие большого количества информации и более жесткий контроль за деятельностью компании со стороны акционеров, инвесторов, биржи
  • На курс акций будут влиять не только результаты деятельности самой компании, но и большое количество внешних факторов, никак от нее не зависящих
  • Новые акционеры будут вполне обоснованно пытаться влиять на стратегию развития компании с учетом своих интересов
  • Возрастает риск возможного недружественного поглощения компании.

В 2011 г. несколько российских горных компаний («Западная», «ГеоПроМайнинг», Нордголд) пытались провести размещение своих акций на Лондонской бирже, но были вынуждены отложить IPO в силу неблагоприятной конъюнктуры, низкой оценки акций, слабого спроса, либо по другим причинам.  

 

Создание специализированной биржевой площадки - новый инструмент для роста российской горной отрасли. 

Союз золотопромышленников России выступает за создание специализированной фондовой площадки на базе биржи РТС-ММВБ для горных компаний из России и стран СНГ, что позволит решить несколько важных задач:

  • Будет создан рынок долгосрочного капитала для горных компаний малой и средней капитализации, которые пока не могут привлечь финансирование на зарубежных биржах
  • Будет создан новый класс эмитентов из числа российских геологоразведочных компаний (т.н. «юниорские» компании), которые проводят поисково-оценочные и геологоразведочные работы
  • Будет приостановлен отток части российских горных компаний-эмитентов на зарубежные биржи
  • По мере развития новой фондовой площадки на бирже РТС-ММВБ на нее будут приходить горные компании-эмитенты из таких стран СНГ, как Армения, Таджикистан, Казахстан, Киргизия и других стран.

Ряд российских министерств и ведомств уже поддержали данную инициативу. 

С точки зрения организации биржевых торгов нужно отработать условия листинга, сделать их достаточно прозрачными и понятными для инвесторов и выполнимыми для компаний-эмитентов.  В России должно быть достаточное количество аудиторов, финансовых консультантов и профессиональных оценщиков  запасов и ресурсов, чтобы помогать компаниям-эмитентам в случае размещения на бирже. 

 

При создании специализированной фондовой площадки необходимо предпринять следующие шаги:

  • Использовать существующую инфраструктуру биржи РТС-ММВБ
  • Включить в концепцию создания новой биржевой площадки лучший зарубежный биржевой опыт (AIM - Лондон, TSX Venture Exchange - Торонто) и добавить российскую специфику
  • Разработать российский стандарт отчетности о запасах и ресурсах твердых полезных ископаемых или использовать существующие стандарты (кодекс JORC, National Instrument 43-101, CRIRSCO и т.д.) или создать их интегрированный вариант
  • Аккредитовать при бирже институт профессиональных оценщиков по запасам
  • Подготовить компании-эмитенты
  • Привлечь на биржу профессиональных инвесторов

Ближайшие кандидаты на листинг на бирже (золотодобывающие компании): ОАО «Золото Камчатки», ОАО «Селигдар», ОАО «Высочайший», ЗАО «Западная». ОАО «Южуралзолото», ООО «Соврудник», ЗАО «Васильевский рудник». 

Примерно еще 10-15 российским юниорским компаниям (каждая владеет от 2-3 до 5-6 лицензий на перспективные рудопроявления золота) необходимы средства на ведение геологоразведки. 

Инвестиции на развитие и ГРР требуются во многие другие горные проекты: никель, медь, свинец, платиноиды, алмазы и т.д.

 

Возникает ряд вопросов в связи с выбором стандарта отчетности о запасах и ресурсах для российских публичных компаний:

Россия до сих пор использует свою собственную систему классификации минеральных ресурсов и запасов, разработанную в советское время, которая сильно отличается от международных стандартов.

С целью приведения национальной системы классификации запасов и ресурсов в соответствие с международной системой стандартов Россия вступила в систему CRIRSCO, которая прописывает минимальные нормы международной отчетности. 

  • Нужно ли принять для публичных российских компаний систему, ориентированную на JORC или NI 43-101, т.е. с более жесткими правилами раскрытия информации?
  • Оставить ли компаниям право выбора, по какой системе отчитываться - по более строгим JORC или NI 43-101 или по стандартам CRIRSCO?
  • Или дать право бирже (инвестиционному сообществу) определить стандарт, который наиболее прозрачен для инвесторов, удобен бирже, максимально соответствует международным стандартам, удобен горным компаниям, понятен аналитикам, достаточен для принятия решений по выделению финансирования?

 

 

 

 

2. Stans Energy Corp., Директор по производственным вопросам и Член Правления, Борис Арьев; «Исследовательские работы, разработка и создание экономичных технологий редкоземельного производства».

 

            Редкие земли - это группа из 17 элементов, уникальные металлургические, магнитные и люминесцентные свойства которых делают их незаменимыми в широкой сфере передовых технологий.  Несмотря на их название, редкоземельные элементы (РЗЭ) не являются редкими в земной коре, но извлечение оксидов из минералов требует редких технологий.  Именно в связи с дефицитом этих технологий появился термин «редкие земли». 

            В данный момент Китай производит 94% всех легких редких земель в мире.  Китай производит 100% всех тяжелых редких земель в мире.  Сегодня существует экспортная система квот, которая регулируется центральными органами власти Китая.  Из года в год квоты на экспорт снижаются, тем самым побуждая компании искать надежные поставки за пределами Китая. 

            В Китае действует двойная система цен, при которой цена на внутреннем рынке удерживается на низком уровне для того, чтобы способствовать компаниям переводить процессы, связанные с их производственной мощностью и интеллектуальной собственностью в Китай. 

            Сегодняшняя динамика рынка создает возможности для компаний, которые могут стать первыми в поставке на рынок не китайских запасов редких Земель. 

            Вторичные источники поставок являются необходимыми для не китайских производителей для защиты частных предпринимательских процессов. 

            Основные РЗЭ, которые будет производить Стэнс Энерджи Корп.: Иттрий, Тербий, Европий, Диспрозий, Гадолиний, Гольмий, Эрбий, Тулий, Лютеций, Иттербий, Лантан, Церий, Празеодим, Неодим, Самарий.  РЗЭ используются в области высоких технологий, системах обороны, автопромышленности, медицине, зеленой энергии, очищении воды, цветных кинескопах и флуоресцентных лампах. 

            На данный момент Китай производит 94% легких РЗЭ и 100% тяжелых РЗЭ в мире.  Внутреннее производство, а также внутреннее потребление Китая возросло за последнее десятилетие.  В то же время, при недавнем усилении контроля над экспортом и повышении защиты окружающей среды, мы видим, что Китай уменьшает внутреннее производство.  Эта тенденция инициировала глобальный поиск других источников поставок редких земель для пользователей во всем мире за пределами Китая. 

            Теперь мы видим дисбаланс между глобальными поставками и спросом в результате политики Китая ориентированной на поддержку внутренней промышленности и потребителей. 

            Часть спада будет подхвачена западными производителями, но из-за сложности разделения редких земель, в особенности тяжелых редких земель, пока еще неясно, какие производители смогут обеспечить этот глобальный спрос. 

            Технико-экономическое обоснование Стэнс Энерджи будет проводиться под руководством «ВНИИХТ», отделением Росатом.  60 лет опыта в сфере химических технологий «ВНИИХТ» совместно с их возможностями выполнять полный цикл процесса редкоземельных исследований, разработки и производства предоставит Стэнс Энерджи существенное преимущество по отношению к конкурентам за пределами Китая.   

            Станс Энэрджи ведет переговоры с ведущими международными компаниями и правительственными организациями, которые представляют производителей и поставщиков.  Наша цель - это наладить связи для технологической экспертизы и прямого инвестирования в Кыргызстан для помощи в развитии Кутессай II в одно из ведущих редкоземельных месторождений в мире. 

            Стэнс Энерджи ставит перед собой цель выдвинуть Кыргызстан и Кутессай II на передний план мировых цепочек поставок, тем самым, повышая рейтинг Кыргызстана на торговых переговорах мирового уровня. 

            Стэнс Энерджи считает своим приоритетом изменения к лучшему среди населения, где мы работаем.  Недавно в поселке Актюз, Стэнс Энерджи помогла в реконструкции школы и предоставила стипендии лучшим студентам в геологии и горном деле.  Компания наняла местных жителей для работы на рудном месторождении Актюз и проводит практическое обучение, стремясь улучшить экономическое благосостояние людей в регионе.  Стэнс Энерджи приобрела огромную поддержку местного населения, что очевидно из писем, присланных местными жителями в поддержку ведущейся деятельности компании. 

            8 февраля 2010 г., Стэнс Энерджи вступила в исключительный опцион на приобретение завода, где ранее разделялись все 15 РЗЭ.  Согласно Опционному соглашению, Стэнс Энерджи должна была покрывать обеспечение безопасности и услуг для цехов и железнодорожной станции в размере около $10,000 в месяц. 

            26 мая 2011 г., Стэнс Энерджи завершила транзакцию в размере $5,500,000 и купила этот завод, а затем переименовала его в Кашкинский Редкоземельный Завод (КРЗ).  Компания потратит дополнительно $4,400,000 (198,000,000 кыргызских сомов) до конца 2012 г.           

За предыдущие 6 лет Стэнс Энерджи инвестировала достаточную сумму денег в Кыргызстан, включая приобретение лицензий на геологоразведку и добычу на месторождениях страны.  Общая сумма инвестиций составляет $18,000,000 (800,000,000 кыргызских сомов) на 1 июня 2012 г. 

            За 9-месячный период, который завершился 30 сентября 2011 г., Стэнс Энерджи заплатила около $26 тыс. в качестве федерального налога, $62 тыс. в пенсионные фонды, $ 5 тыс. за медицинское страхование и $15 тыс. других налогов. 

            За третий квартал 2011 г. Стэнс Энерджи дополнительно наняла 21 работника и на сегодняшний день в компании работают 54 сотрудника, включая горных инженеров, металлургов, геологов, химиков-технологов и персонал по техобслуживанию и административным вопросам.  К тому времени, как Стэнс Энерджи достигнет полного производства, в компании будут работать более 500 человек. 

            За последний год, руководство Стэнс Энерджи провело несколько осмотров объекта с различными компаниями Fortune 500 (Список 500 крупнейших по объемам продаж американских корпораций) и международными правительственными агентствами, тем самым напрямую способствуя местной сервисной отрасли и улучшая имидж Кыргызстана на международной арене. 

 

 

3. Общество с ограниченной ответственностью «Байкальская горная компания», Заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам, Пахомова Юлия Игоревна; «Проект освоения Удоканского месторождения меди».   

 

Байкальская горная компания создана 14  ноября 2008 г.  специально для освоения Удоканского месторождения меди. Учредил и владеет 100-процентной долей ее уставного капитала - ОАО «Михайловский ГОК», который входит в компанию «МЕТАЛЛОИНВЕСТ».  Лицензия на право пользования участком недр с целью добычи меди и попутных компонентов на месторождении Удоканское в Забайкальском крае принадлежит Байкальской горной компании. 

Удоканское месторождение меди станет одним из крупнейших когда-либо освоенных месторождений меди в мире.  Месторождение находится в Каларском районе Забайкальского края в 30 км  

от станции Новая Чара на Байкало-Амурской магистрали (БАМа). 

            Промышленный комплекс, который будет построен на месторождении, рассчитан на добычу и переработку не менее 36 млн. тонн руды в год. Ресурсы Удоканского месторождения в соответствии с международной классификацией JORC оцениваются более чем в 25 млн. тонн меди.   Производительность предприятия составит 474 тыс. тонн катодной меди в год при попутном извлечении до 277 тонн серебра в год.  Для достижения этой производительности потребуется переместить 5,4 млрд. тонн руды и вскрышной породы.  Разработка карьера будет вестись открытым способом. Конечная продукция: катодная медь сорта А по классификации Лондонской биржи металлов и серебряные слитки Доре. 

            Выполнение условий лицензионного соглашения.  По объемам, основным видам работ и срокам их проведения Байкальская горная компания обязана обеспечить:

  • Подготовку, согласование и утверждение технического проекта освоения лицензионного участка на площадях с утвержденными запасами, при этом проект должен получить положительные заключения государственных экспертиз не позднее 25.12.2014
  • Начало строительства объектов инфраструктуры горнодобывающего предприятия не позднее 25.12.2015
  • Начало строительства объектов инфраструктуры металлургических и электролизных производств не позднее 25.10.2016
  • Начало промышленной добычи меди и попутных компонентов с производительностью в соответствии с техническим проектом первой очереди ГОКа, но не менее 12 млн. т руды в год не позднее 25.06.2017
  • Выход горнодобывающего предприятия на проектную мощность в соответствии с техническим проектом, но не менее 36 млн. т руды в год к 25.06.2019
  • Выход на проектную мощность металлургических и электролизных производств в соответствии с техническими проектами, но не менее 474 тыс. т катодной меди в год и не менее 62,7 тыс. т медной катанки в год не позднее 25.06.2019

            Необходимое условие для реализации потенциала Северного Забайкалья - развитие транспортной и энергетической инфраструктуры. 

            Главные инфраструктурные ограничения развития Северного Забайкалья:

-        ограниченная пропускная способность БАМа;

-        неудовлетворительное состояние Чинейской железнодорожной ветки;

-        изолированность Северного Забайкалья от соседних регионов из-за отсутствия автомобильных дорог;

-        неудовлетворительное состояние аэродромного комплекса Чара, сокращение количества авиарейсов и направлений полетов;

-        отсутствие устойчивой связи между энергетическими системами Сибири и Дальнего Востока;

-        энергодефицит;

-        острый недостаток жилья и социальной инфраструктуры для работников создаваемых предприятий. 

            Создание объектов инфраструктуры в Северном Забайкалье позволит освоить не только Удоканское месторождение, но и даст импульс для освоения богатейшей ресурсной базы всего региона.  В Каларском районе находится более 15 месторождений полезных ископаемых, среди которых такие крупные месторождения как Чинейское и Апсатское. 

            Энергообеспечение. Существующая электрическая сеть 220 кВ вдоль БАМа практически полностью исчерпала свою пропускную способность и не сможет обеспечить прирост электрической нагрузки в этом районе без существенного усиления.  По данным предварительного экономического обоснования общая потребность в электроэнергии Удоканского ГМК составит 450 МВт.  Суммарная потребность в электроэнергии будущих горнорудных компаний рассматриваемого района Сибири, по предварительным оценкам, превышает 700 МВт. 

             Железнодорожная инфраструктура.  В 1998 г. в целях освоения природно-ресурсного потенциала месторождений южной части Каларского района (Удоканское, Чинейское, Катугинское, Читкандинское) было начато строительство подъездного ж/д пути Новая Чара (БАМ) - Чина.

            В 2001 г. дорога общей протяженностью 71,5 км была открыта для движения поездов, но часть объектов осталась недостроенной.  Ветка использовалась мало и пришла в аварийное состояние, в настоящее время непригодна для эксплуатации. 

            Для реализации Проекта необходима реконструкция станции Новая Чара (БАМ), участка Чинейской ж/д линии от станции Новая Чара до разъезда 34 км. 

            Предполагаемые меры государственного стимулирования инвестиционной деятельности:

-        комплексное развитие территорий с использованием механизмов проектного финансирования, институтов ВЭБ;

-        налоговые льготы (снижение ставок по налогу на прибыль, НДПИ и др.);

-        установление особых тарифных режимов в части электроэнергетики и железнодорожных перевозок. 

 

 

4. ООО «Региональная горнорудная компания», Главный геолог, А. Ф. Читалин; «Баимская рудная зона - гигантский кластер крупных золото-молибден-медно-порфировых и эпитермальных золото-серебряных месторождений и перспективы ее промышленного освоения (Западная Чукотка, Россия)».

 

Наша компания управляет несколькими геологоразведочными проектами на Чукотке. Одним из таких проектов является Баимский проект Западной Чукотки.

Баимская рудная зона - это линейный кластер крупных месторождений и рудопроявлений двух типов: золото-молибден-медно-порфировые объекты и эпитермальные золото-серебряные объекты. Как нам представляется, на базе этого кластера в перспективе может быть создан крупный горнопромышленный комплекс. Ресурсный потенциал Баимской зоны оценивается нами в 32 миллионов тонн меди и более 1700 тонн золота. Лицензионная площадь имеет размеры примерно 1300 квадратных километров. В ее пределах ведутся поисково-оценочные и разведочные работы. Протяженность Баимской зоны - более 150 километров.

По сопоставлению с другими мировыми аналогами Баимская зона или тренд сопоставим с такими известными трендами как Ою Толгой в Южной Монголии, тренд Пеббл на Аляске, тренды в Аризоне, тренд Эрдэнэт в Монголии и известные медно-порфировые пояса в Чили. Общей особенностью является контроль глубинными разломами глубокого проникновения до литосферного уровня, что и определяет большой потенциал и их насыщенность медными и золотыми проявлениями.

В инфраструктурном плане участок находится на Западной Чукотке. Инфраструктурно Чукотка пока развита слабо, но, тем не менее, Западная Чукотка - это относительно более благоприятный район. Тут есть атомная станция, несколько всесезонных дорог. Сообщение проекта с городом Билибино, доставка грузов может осуществляться только по зимнику в зимнее время и вертолетом в остальное время. Расстояние около трехсот километров.

Немного истории. Наши предшественники начали работу здесь в прошлом веке. История изучения района насчитывает около пятидесяти лет. В 1983-м году были составлены технико-экономические соображения и месторождение Песчанка отнесено в разряд пока непромышленных (на то время), но перспективных объектов. Было предложено продолжить изучение Баимской зоны и вернуться к разведке месторождения спустя 30 лет - что и произошло.

Современный период изучения начался в 2008-м году, когда был объявлен аукцион на Баимскую площадь. Были апробированы запасы и ресурсы Баимской площади. Это делалось специалистами ЦНИГРИ. Запасы Песчанки в авторском варианте были переведены в категорию прогнозных ресурсов, что обусловлено возросшими требованиями к геологоразведочным работам и качеству опробования. Таким образом, к началу работ запасов на Баимской площади не было, были одни прогнозные ресурсы. В сумме категория P1 и P2 составили 11 миллионов тонн меди и 84 тысячи тонн золота.

За 4 года работы нашей управляющей компании (а оператором является компания ООО ГДК «Баимская», которая  заключают договора с подрядчиками), были получены следующие результаты. Была проведена доразведка месторождения Песчанка, ТЭО временных кондиций и запасы утверждены в ГКЗ, на  большей части Находкинского рудного поля проведены поисково-оценочные работы, проведены комплексные геохимические, геофизические наземные работы на всех перспективных участках Баимской площади. В 2011 году выявлено новое рудопроявление медно-порфировых руд - ручья Правый Светлый в южной части участка, которая оценивалась предшественниками как малоперспективная. По международным стандартам минеральные ресурсы были оценены по кодексу JORC для Песчанки и Находкинского рудного поля. Выполнено Scoping Study для Песчанки.

На современном этапе было пробурено в 3 раза больше скважин, чем на историческом этапе. Всего пробурено 370 скважин. Общий объем - 104 тысячи погонных метров. Распределение по объему бурения на месторождении Песчанка и Находкинском рудном поле примерно одинаковое.

На фотографии показана сопка Главного рудного тела, в перспективе на ее месте здесь будет карьер. В таблице приведены общие цифры запасов, утвержденные в ГКЗ.  Запасы по категории С1 и C2, и обрамляющие их ресурсы P1 в сумме дают около 7 миллионов тонн меди, 380 миллионов тонн золота, молибдена - 177 тысяч тонн, серебра - 3,5 тысячи тонн. Надо сказать, что балансовые запасы - это запасы богатых руд в контуре проектного карьера, составляют чуть больше половины этих цифр.

Балансовые запасы руды составляют 444 млн.т руды, меди 3.7 млн.т при содержании меди 0.84%, золота 234 т при содержании 0.53 г/т. Выделяется богатое ядро - рудный канал с запасами меди 1.5 млн.т при содержании меди 1.0%. В богатых рудах отдельные керновые пробы показывают содержания меди до 8% и золота до 10 г/т.

Находкинское рудное поле находится в 15-ти километрах к югу-востоку от Песчанки. На Находкинском рудном поле впервые в Баимской зоне предшественниками была выявлена медно-порфировая минерализация. Это довольно крупное поле диаметром 5 километров.

Согласно подсчетам 2011 года, минеральные ресурсы Находкинского рудного поля категории inferred составляют 3 миллиона тонн меди, золота - около 400-х тонн, молибдена - 50 тонн, серебра - более 2-х тысяч тонн. Большая часть золота сосредоточена на участке Весенний. Так как Находкинское поле еще не до конца нами оконтурено и изучено, то есть перспективы значительного увеличения минеральных ресурсов. 

Развитие проекта. В 2024 году должно быть введено в эксплуатацию горнодобывающее предприятие с обогатительной фабрикой методом флотации. Товарным продуктом является медный и молибденовый концентраты. Проектируемая мощность этого предприятия - 30 миллионов тонн руды в год, что составит 250 тысячи тонн по меди и 15 тонн по золоту. Расчеты показывают, что на имеющихся и будущих запасах Баимского кластера горнодобывающее предприятие может работать как минимум 100 лет. За это время будет создана необходимая инфраструктура. Будет создано более 4000 рабочих мест. По расчетам, за первые 15 лет налоги составят около 100 млрд. рублей.

Очевидно, что для успешного и скорейшего развития крупного горнорудного проекта  в условиях Чукотки необходимо наличие развитой региональной инфраструктуры. В 2011 г. начато строительство Трансчукотской всесезонной автодороги, которая соединит регион с Якутией и с Магаданской областью. Она непосредственно пройдет через Баимский проект. Строительство этой дороги полностью финансируется государством.

В целом имеются все предпосылки и условия для успешной реализации Баимского проекта.  И мы надеемся и уверены, что он будет реализован.  

 

 

5. Совет Союза Старателей России, Председатель, В.И. Таракановский; «О текущих проблемах золотодобытчиков в России».

 

Недавно в Госдуме РФ обсуждался проект ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями).  Союз Старателей России категорически не согласен с этим законопроектом.    Недропользователи России, т.е. организации, добывающие драгоценные металлы во всех основных золотодобывающих регионах дали отрицательное заключение по поводу введения этой поправки.  Только Магаданская область отозвалась положительно об этом законопроекте. 

Что могут добыть вольноприносители, которых не может быть более 5-6 тыс. человек (это ручной труд индивидуалов - тачка, лопата, кайло, проходнушка и дух первооткрывательства) в современных горногеологических условиях: десятки метров вскрыши, средние содержания 100-200 мг/куб. м, максимум 150 г за промсезон, 700-800 кг по всей России.  Эта смешная цифра не решит никаких проблем. 

Бытует мнение, что допуск к золотодобыче физических лиц влечет за собой большой риск хищений золота.  Более всего на этом настаивают МВД и ФСБ.  Предстоит решить ряд оргвопросов.  Например, открыть пункты приема золота, добытого физическими лицами, чтобы бурным цветом не стали процветать нелегальные сделки по сбыту металла.  А также решить, сохранять ли систему регистрации каждой сделки или нет. 

Как правило, работы по добыче золота «вольноприносителями» производятся на территории действующих золотодобывающих предприятий.  Это приведет к тому, что «вольноприносители», имеющие лицензии на отработку недр начнут скупать краденое золото у работников действующих золотодобывающих предприятий.  Таким образом, «вольноприноситель» создает условия для расширения заинтересованности работников золотодобывающих предприятий к хищению драгоценных металлов.  Предприятия терпят убытки, разоряются, а основная масса рабочих теряет в заработках. 

Три года назад уже вносились поправки в проект ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» о разрешении индивидуальным предпринимателям, т.е. физическим лицам добывать золото.  Поправки были приняты Госдумой и Советом Федерации.  Президент РФ отклонил этот законопроект.  И вот новое начало старой истории.  Как я уже говорил, это совершенно неприемлемо и не окажет значительного влияния на увеличение добычи золота и не решит социальные вопросы. 

В соответствии со статьей 29 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральным законом «Об оружии» Минфин России в 2012 г. подготовил проект постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней». 

Указанным проектом постановления предлагалось утвердить правила применения боевого, служебного и гражданского огнестрельного оружия должностными лицами и работниками юридических лиц, осуществляющих добычу драгметаллов и драгкамней, при выполнении задач по их охране. 

Проработка с МВД России подготовленного проекта постановления осуществляется длительное время и не завершена до настоящего времени.  Затягивание решения вопроса со стороны МВД на руку тем, кто убивает и грабит добытчиков золота. 

 

 

6.  Norton Rose, Партнер, Левон Кочарян; «Политика государственной национализации в различных странах в природоресурсном секторе».

 

            Данная презентация подготовлена юристами, работающими в офисах Нортон Роуз в Сингапуре и в Австралии.  В ней сделан анализ большого количества юрисдикций стран.  Здесь идет речь о таком феномене как "resource nationalism", что переводится как политика национализации в сфере природопользования. 

            Эта проблема актуальна для инвесторов, потому что правительства разных стран применяют разные меры для получения большего контроля над природными ресурсами.  Эти меры становятся все более изощренными и подразделяются на мягкие и на жесткие.  К мягким мерам относится установление дополнительных налогов или увеличение их ставок, а к жестким мерам, как, например, в ряде стран Африки и Индонезии - установление контроля государства и получение бесплатной доли в проектах зачастую без выплаты какой-либо компенсации инвестору. 

            Применение таких методов правительствами разных стран напрямую связано с экономикой.  В конечном счете, именно экономика определяет поведение правительства той или иной страны.  Так, например, после землетрясения в Перу, правительство этой страны подняло роялти с 3 до 6 процентов. 

            В апреле 2012 г. правительство Аргентины объявило о национализации YPF, крупнейшей аргентинской нефтяной компании.  Это привело к потере Repsol своей доли в размере 57,43% акций.  Теперь правительству Аргентины гораздо сложнее получить $ 20 млрд. для инвестиций в разработку природных ресурсов.  Таким образом, существует прямая связь между объемом получаемых инвестиций и мерами, предпринимаемыми правительствами различных стран. 

            Ярким примером национализации в чистом виде является Боливия.  В 2006 г. правительство   национализировало газовую промышленность страны.  В 2010 г. правительство национализировало 4 энергетические компании, две из которых принадлежали европейским владельцам или у которых были европейские партнеры (одна из них была дочкой Газ де Франс).  В 2012 г. было объявлено о национализации местного подразделения испанского системного оператора TDE. 

            Венесуэла является еще одним хорошим примером.  В 2011 г. правительство объявило о национализации золотодобывающей отрасли. 

            В отличие от вышеприведенных примеров, большинство стран придерживается более мягких и сбалансированных мер, связанных с ограничением иностранных инвестиций. 

            В Китае, Индии и Индонезии существуют определенные пороги владения иностранных компаний ресурсными проектами.  В 2011 г. Замбия объявила о планах по увеличению государственного участия в горнорудных проектах до 35%.  В Индонезии этот порог с февраля 2012 г. увеличен с 20% до 51%, что можно отнести скорее к жестким мерам. 

Даже такие страны как Австралия, где инвестиционный режим считается одним из лучших, ввела рентный налог на минеральные ресурсы (Mineral Resource Rent Tax) после долгих переговоров с компаниями Rio Tinto, BHP Billiton и Xstrata.  Этот налог вступил в силу в июле 2012 г. и будет применяться только при добыче угля и железной руды.  В то время как введение этого налога вызвало возмущение горнорудной отрасли и привело к отставке премьер-министра Кевина Руда, инвестиции в горнорудную отрасль Австралии продолжают поступать. 

Интересно отметить, что Эквадор ввел налог на сверхприбыль в размере 70% на невозобновляемые ресурсы. 

            В Индонезии ввели законодательство, требующее внесения изменений в действующую лицензию.  Это привело к тому, что 69 горнорудных компаний, в том числе Newmont Mining Corporation и Freeport-McMoran, согласились с внесением изменений в свои лицензии.  Эти компании уже инвестировали значительные средства в индонезийские проекты, и у них просто не было другого выбора. Неудивительно, что такая мера приведет в будущем к уменьшению притока иностранных инвестиций в Индонезию. 

Требование "Use it or lose it" обязывает горнорудную компанию придерживаться установленного графика в разработке месторождения и добычи полезных ископаемых.  В противном случае, компания рискует потерять право на ведение горных или геологоразведочных работ.  Эта мера направлена на предотвращение складирования проектов в долгий ящик.   Мера "Use it or lose it" также призвана оживить поток поступлений дохода в пользу правительств от горнорудных проектов. 

Еще одна мера, применяемая национальными правительствами, называется "Security of supply".  Это означает, что правительства пытаются получить контроль над поставками металла. 

В 2010 г. правительство Канады заблокировало предложение BHP Billiton о приобретении Potash Corporation.  В качестве аргументации выдвигался тезис о том, что калий является жизненно важным ресурсом и контроль над этим стратегическим активом во времена возросшей озабоченности в отношении долгосрочной продовольственной безопасности имеет жизненно важное значение для Канады.   

Известны случаи, когда в Австралии блокировались сделки с китайскими компаниями.  В 2009 г. China Non-Ferrous Metal Mining Company пыталась получить более половины акций в Lynas Corp., которой нужны были инвестиции для разработки крупного редкоземельного месторождения в Западной Австралии.  Сделка была заблокирована на основании того, что она может представлять угрозу для поставок основных редкоземельных металлов некитайским покупателям. 

Какими методами компании могут бороться с политикой национализации в разных сферах? 

  • Угроза выхода из проекта подходит только для крупных компаний
  • Лоббирование может быть действенным и полезным инструментом
  • Правовая защита путем внесения дополнительных пунктов о защите в лицензию
  • Совместные предприятия являются очень непростым делом во всех странах, в том числе и в России
  • Социально-экономические программы по оказанию поддержки местному населению.
  • Двусторонний договор о защите прав инвесторов и международный арбитраж могут помочь уменьшить политический риск
  • Страхование от политических рисков улучшает профиль рисков горнорудного проекта, но стоимость страхования может быть высокой

Все эти методы, может быть, кроме получения страховки на политические риски, необходимо применять.  И в первую очередь - лоббирование.  Для этого компаниям надо иметь в своем штате сотрудников, которые находятся в постоянном контакте с представителями государственных органов.  Их задача как раз и состоит в решении конфликтных ситуаций и сглаживании всевозможных недоразумений.

 

 

7. Юридическая фирма Нортон Роуз, Динара Доризо, Советник; «Обзор текущего российского законодательства и  деловой практики по вопросам, входящим в сферу интересов Совета».

 

За последнее время не было внесено каких-либо кардинальных изменений в законодательство о недрах.

1. 14 июня 2012 года был принят Федеральный закон № 74-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации "О недрах", вносящий изменения в вопросы ответственности за нарушения законодательства о недрах. Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вводят более широкое понятие ответственности. Вместо перечня конкретных нарушений законодательства о недрах, в них говорится о нарушениях законодательства о недрах в целом, любые из которых могут привести к административной и/или уголовной ответственности.

При этом привлечение к административной и/или уголовной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Изменения предусматривают установление Правительством Российской Федерации порядка расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства о недрах. Однако на данный момент такой порядок не был принят.

2. Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии РФ был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 2.1 Закона РФ «О недрах»», уточняющий критерии отнесения участков недр к участкам недр федерального значения и освобождающего от ограничений определенные категории участков.

Цель проекта: повысить инвестиционную привлекательность проектов геологического изучения участков недр, содержащих золото, алмазы и металлы платиновой группы.

Изменениями предлагается следующее:

(i) увеличить порог запасов золота коренных месторождений до 250 тонн, а также

(ii) определить в качестве участков недр федерального значения участки, содержащие запасы металлов платиновой группы и запасы алмазов коренных месторождений, исключив из их числа участки, содержащие исключительно проявления указанных полезных ископаемых.

 

Кроме того, в проекте предлагается освободить из-под действия ряда положений Закона «О недрах» участки недр федерального значения, содержащие золото, алмазы и металлы платиновой группы.  Речь идет о следующих положениях:

(i) обязанность пользователя недр, осуществляющего разведку и добычу полезных ископаемых на участке недр федерального значения, получить разрешение Правительства Российской Федерации на осуществление на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых после этапа геологического изучения;

(ii) обязанность пользователя недр полностью завершить геологическое изучение участка недр федерального значения перед получением указанного выше разрешения Правительства РФ;

(iii) возможность отказа в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых или прекращения права пользования недрами (в случае осуществления геологического изучения по совмещенной лицензии) на участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства; и

(iv) запрет перехода права пользования участком недр федерального значения к российскому юридическому лицу с участием иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в определенных законом случаях.

В настоящее время этот проект находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.

Однако уже есть информация о том, что проект пока не получил одобрения Министерства экономического развития по причине того, что разработчиками проекта не представлены какие-либо расчеты и оценки практических издержек недропользователей и государства в целом вследствие сложившейся на текущий момент модели регулирования.

Также хотелось бы отметить, что ОАО «ГМК «Норильский никель» в ходе публичных консультаций по данному проекту предложило распространить его действие также на месторождения никеля и кобальта (как в части исключения месторождений с проявлениями, а не запасами никеля и кобальта из числа участков недр федерального значения, так и в части вывода месторождений никеля и кобальта из-под действия указанных выше ограничений). Однако соответствующие дополнения в проект не вносились.

3. Еще одним интересным проектом является проект изменений в Гражданский кодекс. В настоящее время рассматривается большое количество поправок в Гражданский кодекс. В частности, проектом, который был рассмотрен в Государственной думе в первом чтении и сейчас готовится ко второму чтению, предлагается ввести новую статью 296.8 в отношении прав собственности на участки недр. Согласно этой статье право собственности на участки недр устанавливается в соответствии с законом о недрах. В ней также сказано, что собственник земельного участка имеет в отношении участка недр, расположенного под этим земельным участком, права, определяемые в соответствии с Гражданским кодексом и законом о недрах, в том числе право на добычу общераспространенных полезных ископаемых и пресных подземных вод в целях их использования для собственных нужд.

Согласно Закону «О недрах» право собственности на недра принадлежит государству. Поэтому не совсем понятно, предполагаются ли проектом какие-то изменения в эту глобальную концепцию. В этой связи интересно отметить, что в переходных положениях к изменениям в Гражданский кодекс указано, что правила вновь вводимой статьи 296.8 подлежат применению с момента введения в действие федерального закона о недрах и недропользовании. Т.е., возможно, что-то будет меняться и в законе о недрах. Однако на данный момент мы не слышали о каких либо изменениях в законодательство о недрах в отношении прав собственности на недра.

 

 

8.  О порядке дальнейшей работы Совета.

 

Н.В. Матяш предложил провести следующее заседание Совета в 2013 г.

 

Постановили: провести следующее заседание Совета в 2013 г.

 

Протокол составил Н.В. Матяш   

 

просмотров: 13945
comments powered by HyperComments