-->
Рекламный блок
Рекламный блок

Подписка на новости и вакансии
подписаться отписаться
Новости »  Горнопромышленные ведомости »  Состояние и проблемы геологической отрасли России.В.П.Орлов (Российское геологическое общество, Москва)
24.03.2013

Состояние и проблемы геологической отрасли России.В.П.Орлов (Российское геологическое общество, Москва)

Новость предоставлена порталом горной промышленности России

Горнопромышленные ведомости

 


УДК 553.04:550.8:528:622.2

Состояние и проблемы геологической отрасли России

В.П.Орлов (Российское геологическое общество, Москва)

 

Виктор Петрович ОРЛОВ, президент, доктор экономических наук

 

Отмечается, что геология как область материального производства сегодня уже не существует и что рыночным продуктом геологии остались лишь услуги геологического содержания. Приводятся экспертные данные о структуре затрат на ГРР и структуре отрасли по объемам выполняемых работ. Анализируется ситуация в частном и государственном секторах по организационным и кадровым вопросам. Из проведенного анализа делаются содержательные экономические и правовые выводы. Указывается, что для решения рассмотренных проблем требуется усиление регулирующего и финансового участия государства.

 

Ключевые слова: геологическая отрасль; геолого-разведочные работы (ГРР); финансирование; кадры; наука; производство ГРР; законодательство.

 

Следует признать, что геология как отрасль материального производства сегодня уже не существует, поскольку в ходе рыночных реформ она лишилась ряда основных отраслевых свойств и признаков.

 

Во-первых, основная продукция отрасли - геологическая информация о недрах и открываемые месторождения - сегодня полностью или в значительной мере производится горно-добывающими компаниями. Действительно, все открытия в процессе воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ) декларируются не геологическими, а добывающими предприятиями, ими же получается и около 80 % новой геологической информации. Рыночным продуктом геологии остались лишь услуги геологического содержания, а предприятия отрасли стали сервисными.

 

Во-вторых, в стране отсутствует единый орган государственного управления в сфере геологического изучения недр. Хотя формально им и является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра), но фактически оно контролирует ситуацию лишь в сфере госзаказа, а это всего лишь 10-11 % объемов геолого-разведочных работ (ГРР) в денежном выражении.

 

С момента выдачи лицензии на право пользования недрами степень влияния Роснедра на ход, объемы, сроки и качество выполнения недропользователями ГРР минимальна. Сервисные компании геологического профиля вообще не связаны с Роснедра, а если и контактируют с ним, то только при выполнении госзаказа.


Структура затрат на ГРР по источникам финансирования выглядит следующим образом:

федеральный бюджет - 10-11 % (в основном Роснедра и около 0,5 % Минприроды России, академическая и вузовская наука);

бюджеты субъектов Федерации - 1 %;

государственные добывающие компании и корпорации - около 12-13 % (ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром", ОАО "Зарубежнефть", ОАО "АК "АЛРОСА", Госкорпорация "Росатом").

Общее государственное участие в финансировании геологического изучения недр не превышает 25 %, что примерно в 2 раза ниже, чем суммарная доля государства в экономике страны.

Частные инвестиции составляют около 75 %.

 

Согласно экспертным оценкам структура отрасли по объемам выполняемых работ выглядит следующим образом:

государственный сектор (ОАО "Росгеология", ФГУП, НИИ, учреждения) - 10 %;

корпоративный сектор - 15 %;

частный сервисный сектор - 75 %, в том числе зарубежный - 15 %, российский - 60 %.

 

К сожалению, статистические данные о состоянии каждого сектора, включая их кадровое, техническое, технологическое, научное обеспечение, а соответственно и данные о состоянии всей геологической отрасли, сегодня практически отсутствуют. Не было их и в 2010 г., когда принималась "Стратегия развития отрасли на период до 2030 года". Поэтому у профессионального геологического сообщества имеются серьезные претензии к Стратегии, подготовленной без учета реального состояния отрасли.

 

Отсутствует также анализ важнейших тенденций в сфере происходящих структурных изменений в частном секторе (слияний, поглощений и т.д.), темпов и масштабов экспансии зарубежных компаний на российский сервисный рынок, динамики финансово-экономических показателей, которая, судя по публикациям, устойчиво отрицательная.

Более ясна ситуация в государственном секторе. Однако и здесь разобраться непросто. В ведении Роснедра находятся большая часть НИИ, все учреждения и 2 специализированных предприятия. Их суммарная численность - около 10-11 тыс. чел. Немногим меньше (около 9,5 тыс. сотрудников) работает в системе ОАО "Росгеология", куда вошли 38 акционерных обществ и ФГУП. Около 10 предприятий численностью примерно 2,5 тыс. чел. остаются в ведении Росимущества. Несколько (6-8) предприятий различной организационно-правовой формы имеют региональное подчинение.

 

Таким образом, в государственном секторе сегодня находятся около 80 ведомственно рассредоточенных предприятий и учреждений, в которых работает от 25 до 27 тыс. чел., т.е. примерно 6-7 % численности отрасли в 1991 г. Что из себя представляют оставшиеся в государственном секторе предприятия, видно на примере научного блока Роснедра и производственного блока ОАО "Росгеология".

 

В научный блок Роснедра входят 16 НИИ численностью около 7 тыс. чел. Средняя численность сотрудников одного НИИ (400 чел.) снизилась по сравнению с 1991 г. в 2,6 раза, в том числе персонала и сотрудников, не имеющих ученой степени, - в 3,5, кандидатов наук - в 2,4, докторов наук - в 1,7 раза.

 

Наиболее показательна возрастная динамика научных кадров. В 1991 г. кандидатов наук в возрасте старше 60 лет было 35 % их общего числа, в 2010 г. - стало 49 %; докторов наук старше 60 лет было 44 %, в 2011 г. - уже более 76 %, а к 2013 г. станет 79-80 %.

 

В производственном секторе по состоянию за 2008- 2010 гг. средняя численность работающих кадров на одном предприятии - 265 чел., выручка на 1 чел. - 800 тыс. р. в год. Общая доля госбюджета в выручке ОАО "Росгеология" - 54 %. Фонд заработной платы составлял 33 % выручки, а у 10 предприятий превышал 50 %. Средняя чистая прибыль за 2008-2010 гг. составила всего 1,1 % выручки, т.е. предприятия работали на грани рентабельности, что не позволяло осуществлять их техническое перевооружение и развитие.

Таким образом, современное геологическое предприятие государственного сектора по старым меркам соответствует полноценной геолого-разведочной партии или небольшой экспедиции, а ОАО "Росгеология" - среднему производственному геологическому объединению 1980-х гг.

 

Не вдаваясь в дискуссию о назначении и задачах государственной геологической службы России, следует отметить, что в любом случае она должна быть представлена единой федеральной структурой и состоять из трех блоков: административного (управленческого), научно-информационного и производственного.

 

Численность такой структуры, исходя из задач регионального характера, включающих проведение геологической съемки, мониторинга, информационного и научного обеспечения (без поисковых и разведочных подразделений), может составлять примерно 40-45 тыс. чел. Для этого расчета использованы среднемировые данные о численности сотрудников геологических служб различных стран, приходящихся на 1 тыс. км2 суши и шельфа. Выполненные исследования показывают, что России на одну такую расчетную единицу необходимо иметь 2 чел., в том числе одного специалиста (инженера, ученого, управленца), и одного сотрудника вспомогательной службы. Это весьма упрощенный подход, но он соответствует мировой практике.

 

Расходы на содержание такой службы и выполняемые ею работы, исходя из выработки на 1 чел. не менее 1 млн р. в год, составят 40-45 млрд р.

Необходимо подчеркнуть, что и суммарная численность, и объемы финансирования приходятся на все три блока государственного сектора отрасли: административный (управленческий), научно-информационный и производственный. Такие средства должны выделяться отдельной, защищенной от секвестирования и инфляции строкой, - расходы на общегеологическое изучение недр.


Поисковые работы и все, что связано с работами по воспроизводству МСБ, - это вторая задача и вторая статья расходов, которые могут варьировать в зависимости от сырьевых проблем и сырьевой политики государства. Сегодня из выделяемых бюджетных средств более 50 % отвлекается на поисковые работы, "выдаваемые" за региональные. Отсюда и крайне низкие объемы геологической съемки, и упадок науки, и слабое технико-технологическое и лабораторное обеспечение предприятий государственного сектора.

Выполнять поисковые работы с успехом может как бизнес, так и государственный сектор - были бы деньги. Здесь широкое поле для других форм государственного участия, прежде всего по линии государственно-частного партнерства.

 

Надо понимать, что сегодня государство, вкладывая в ГРР 11 % средств, вынуждено в силу своих же ограничений (причем установленных не законом, а подзаконными и отраслевыми актами) изучать и даже опоисковывать с целью локализации прогнозных ресурсов почти 90 % территории страны. А бизнес, вкладывающий 89 % средств, работает только на отведенных ему участках, суммарная площадь которых не намного превышает 10 % территории страны. Это искусственно созданные препятствия. Чтобы их преодолеть, нужно, с одной стороны, привлекать бизнес с его деньгами в изучение большой 90%-й "поляны", создавая ему соответствующие условия, с другой - наращивать объемы государственного финансирования, причем не только общегеологических (региональных), но и поисковых работ, особенно в отдаленных районах, пока не представляющих интереса для бизнеса.

Следует еще раз отметить, что для восстановления геологии как отрасли, имеющей свою продукцию, необходимо законодательно ввести:

заявительный принцип получения права пользования недрами на неопоискованные участки;

создание рынка геологических открытий, т.е. оборота прав на открытые на рисковых условиях месторождения;

создание венчурных фондов для финансирования геологических предприятий, специализирующихся на поисках месторождений полезных ископаемых;

распространение на такие геологические предприятия статуса предприятий малого и среднего бизнеса.

 

В совокупности указанные меры позволят создать в России сотни и даже тысячи так называемых "юниорных" компаний в сфере свободного и высоко-рискового поиска новых перспективных объектов для добывающих компаний.

 

Одним из принципиальных условий введения таких мер является пакетное (т.е. одновременное) их принятие.

 

Судя по физическим объемам ГРР (бурение, горные выработки, геофизические работы, геологическая съемка и др.), с 1994 г. российская геология "дрейфует" в состоянии стагнации, находясь на низком старте в ожидании разворота государственной политики в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ либо в сторону нормальных рыночных отношений, либо в сторону возврата ее к централизованному обеспечению. Утерян огромный научный, кадровый и производственный потенциал, ослаблено управление воспроизводственным процессом.

 

Любое, вытекающее из вышеизложенного решение потребует значительного усиления регулирующего и финансового участия государства. От этого будет зависеть и будущая структура геологической отрасли. Однако и в том, и в другом случае усиление общегеологического (регионального) изучения недр как основы для постановки поисковых работ и информационного обеспечения руководства страны и различных отраслей экономики необходимо безотлагательно наращивать, а государственный сектор геологии концентрировать в рамках единого органа федеральной власти.

 

© В.П.Орлов, 2013

Орлов Виктор Петрович, [email protected]

THE STATE AND CHALLENGES OF THE RUSSIAN GEOLOGICAL INDUSTRY

V.P. Orlov (Russian Geological Society, Moscow)

It is noted that geology is not a sphere of material production now and its only commercial product is geological services. Expert data are provided on the breakdown of exploration costs and the structure of the industry by amounts of work. Human resources and organizational issues in the private and government sectors are analyzed. Based on the analysis, instructive economic and legal conclusions are made. It is pointed out that the regulatory and financial participation of the state should be strengthened to decide on the above issues.

Key words: geological industry; exploration; financing; human resources; science; execution of exploration; legislation.


По материалам журнала  «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление»
Читать полностью: http://www.miningexpo.ru/company/7842

просмотров: 5126
comments powered by HyperComments
Рекламный блок

Календарь

ГОД:

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

МЕСЯЦ:

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

 « Декабрь 2016 » 
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
             
Всего новостей:
Горнопромышленный Портал России. Все права защищены.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ№ФС77-42541 от 3 ноября 2010 года
При любом использовании материалов гиперссылка обязательна
metaltop.ru