
Новости » Новости Горной промышленности » Рекомендации круглого стола экспертов Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций (ЕЦИИК) «Принципы государственно-частного партнёрства в добывающей промышленности стран, участвующих в интеграционных объединениях» |
Рекомендации круглого стола экспертов Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций (ЕЦИИК) «Принципы государственно-частного партнёрства в добывающей промышленности стран, участвующих в интеграционных объединениях»
Горнопромышленные Ведомости
Круглый стол состоялся 16 декабря в агентстве ИТАР-ТАСС. В работе круглого стола принимали участие представители Евразийской экономической комиссии, ассоциации «Бизнес-диалога России, Казахстана и Белоруссии», коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», Посольства Казахстана, Торгового представительства Армении, Экспертного клуба промышленности и энергетики, медиахолдинга «Евразия Сегодня».
Евразийской экономической комиссии следует обращать внимание на остроту и характер конфликтов между властями стран, претендующих на вступление в Таможенный Союз, и иностранными инвесторами.
Наличие разногласий между властью и бизнесом в вопросах реализации соглашений о государственно-частном партнёрстве может негативно сказаться на прогнозе инвестиционного климата в формируемом Евразийском экономическом союзе. Неблагоприятный для продолжения бизнеса итог переговоров снижает инвестиционную привлекательность ключевых экономических отраслей стран, входящих в интеграционное объединение.
Компенсация ущерба, понесенного инвестором вследствие разрыва соглашения и национализации производства, ляжет на бюджет государства, планирующего войти в состав интеграционного объединения, и ухудшит, а не улучшит условия для присоединения страны к новым международным соглашениям.
Любое ухудшение внутренней социально-экономической ситуации в стране, претендующей на присоединение к Таможенному союзу, приведет к эскалации рисков имущественного и гуманитарного характера на всем экономическом пространстве.
Внезапное прекращение деятельности системообразующих предприятий, связанное с вынужденным отказом инвестора от реализации проекта, приведёт к необходимости экстренного решения возникших проблем усилиями целого интеграционного объединения.
При оценке сценариев урегулирования имеющихся споров необходимо учитывать все преимущества уже сложившегося технологического партнёрства и чётко представлять риски экологического характера, связанные с неконтролируемой деиндустриализацией.
Подобно необходимости наличия технологической базы для создания энергетической и транспортной инфраструктур, необходимо уважение к промышленным партнерствам, в которых технологии играют значимую роль. Это важно для любой отрасли, но в особенности для добывающих отраслей.
Инвестиционная политика в капиталоёмких и технологически сложных отраслях требует согласованного между государством и бизнесом горизонта планирования на десятилетия вперед и не должна зависеть от текущих политических игр или колебаний цен на мировых рынках.
Инвесторам не следует идти на поводу у требований популистского характера, так как это создает нежелательные примеры для политических кругов. Нужна инвестиционная солидарность в целях соблюдения разумного баланса между экономической эффективностью и краткосрочными популистскими требованиями социальной справедливости, снижающими долгосрочную стабильность налоговых поступлений в бюджет.
Любое развитие проектов, связанных с освоением природных ресурсов, требует энергетических резервов и транспортных возможностей. Ключевой задачей для роста экономики стран Евразии является воссоздание инфраструктур. Это возможно только совместными усилиями, объединением инвестиционных ресурсов. Надежность и безопасность деятельности инфраструктур являются факторами, существенно снижающими риски дестабилизации социально-экономической ситуации в странах Центральной Азии.
Давление национальных правительств и парламентов на внешний бизнес не создает стимула для развития собственного предпринимательства, поскольку демонстрирует уязвимость позиции частного бизнеса как такового в споре с безответственной властью.
В отношении стран, получающих финансовую помощь извне, необходима политика, снижающая риски пренебрежения имеющимися возможностями разумного использования государственно-частного партнерства. В том числе, в таких странах следует принимать меры по поддержке конструктивного диалога с компаниями, являющимися основными налогоплательщиками и на регулярной основе реализующими программы социально-экономической поддержки и устойчивого развития, по масштабу сопоставимые с размерами внешней гуманитарной помощи.
Необходимо ввести процедуры работы с инвесторами и внести вопросы стимулирования инвестиций в число вопросов бизнес-диалога, с обязательным их включением также в ежегодный доклад о ходе процессов интеграции. Впоследствии, по мере углубления интеграции, эти темы могут стать предметом и наднационального регулирования. Меры разрабатываются и будут взаимоувязаны с пониманием вопросов занятости, промышленной экологии и других чувствительных аспектов интеграционных процессов.
Мы предлагаем включить в проект дорожной карты присоединения новых стран к Таможенному союзу процедуру предварительного урегулирования хозяйствующих споров в Третейском суде, расположенном на территории любой из уже участвующих в Таможенном союзе стран.
Необходимо в процессе выработки общего прогноза обобщить опыт реализации всех инвестиционных проектов, оказывающих существенное влияние на обеспеченность сырьевыми ресурсами промышленности стран Единого экономического пространства.
Важно реально осуществлять мониторинг исполнения странами, претендующими на участие в новых международных объединениях, взятых на себя обязательств. Для этого мы готовы формировать ежегодный рейтинг всех инвестпроектов с иностранными инвестициями свыше 1 млрд долларов США.
Мы будем информировать о наших результатах парламенты и правительства стран ЕЭС и стран-кандидатов, а также разработчиков других рейтингов. В качестве пилотного проекта может быть выбрана ситуация, сложившаяся сегодня вокруг рудника «Кумтор» в Кыргызской Республике.
Следует продолжать проявлять максимальную открытость, последовательность и настойчивость в диалоге с оппонентами программ сотрудничества с иностранными инвесторами.
Высокие позиции таких участников Таможенного союза, как Казахстан, в рейтинге привлечения иностранных инвестиций связаны именно с готовностью страны следовать правилам и принципам, установленным в ВТО и других международных организациях. Позитивным также является стремление Армении к максимальному развитию диалога с партнёрами по будущему экономическому союзу.
Уровень политических рисков в ряде других стран Центральной Азии является практически запретительным для инвестиций как таковых. Это ограничивает важное условие экономической интеграции - свободу капиталов - и снижает аргументы по поводу принятия в ТС стран с подобным уровнем рисков для инвестиций.
Не стоит думать, что вступление в интеграционное сообщество запланировано на послезавтра, а сегодня можно напоследок позволить себе ресурсный национализм. Ценность нажитого таким образом капитала быстро обнулится, а преимущества, связанные со становлением открытой экономики, так и не будут осознаны. Ограничение свободы капитала даст обратный ход свободе движения товаров, движения рабочей силы, оказания услуг.
О необходимости выработки единых подходов к работе с иностранными инвесторами в промышленных программах на территории формируемого Евразийского экономического союза - в том числе и со ссылкой на ход переговоров по проекту «Кумтор» в Кыргызской Республике между иностранными инвесторами и правительством страны - шла также речь на встрече членов Американской торговой палаты с сотрудниками Евразийской экономической комиссии (16 декабря) и на заседании Комитета по международным делам РСПП (17 декабря).
![]() |
|
![]() |
|
ООО «ССАБ Шведская Сталь СНГ» |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
Автомобильные установки пожаротушения |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
Горные и карьерные самосвалы Cat® |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
ООО СПИРИТ |